10:07 ГЕНЕРАТОРЫ, РЕГУЛЯТОРЫ, КАТУШКИ | |
Знать, какой из заводов специализируется на том или ином виде электроприборов, и помнить его эмблему полезно прежде всего, чтобы купить изделие, качество которого проверено годами. Убедительный пример - коммутатор 3620.3734. Его сейчас выпускают все кому не лень, в том числе не очень добросовестные производители. Но бывалый автолюбитель из пяти лежащих на прилавке выберет тот, что с эмблемой АТЭ-2 в виде ромбика - именно его устанавливают на конвейерах ВАЗа и ЗАЗа. Зная адрес предприятия, где делают нужный вам прибор, можно сэкономить деньги, купив его прямо на заводе. Разумеется, ехать специально, скажем, из Москвы в Ржев за стартером неразумно - поездка себя не окупит. Другое дело, если вы проезжаете мимо или живете поблизости. Впрочем, и здесь бывают исключения. Тот же коммутатор может лежать в магазине года два по цене 130 тысяч, а в отделе сбыта АТЭ-2 вам его предложат по последней отпускной цене - 222 тысячи... 3701. Генераторы. Для российских автомобилей их производят два завода. Большую часть делает КЗАТЭ в Самаре, именуемый сейчас АО "Завод им. Тарасова" (кстати, новые названия еще не привились, поэтому далее будем оперировать привычными, тем более что многие из них составляют часть фирменных эмблем.) Другой производитель - завод АТЭ-1 (Москва) - во все времена снабжал генераторами АЗЛК, "Ижмаш", ЗИЛ и отчасти ГАЗ и УАЗ. Относительно взаимозаменяемыми считаются приборы внутри каждой из групп, имеющие одинаковые присоединительные размеры. Об изменении их схем подключения было рассказано в ЗР, 1994, № 11. Приборы "газовской" группы наиболее универсальны и имеют три лапы крепления (расстояние между нижними - 70 мм, то есть на 10 мм больше, чем у "жигулевских"). Любой из них можно установить на автомобили "Волга", "Москвич", УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, но при замене на другую модель предпочтительней брать генератор со встроенным реле-регулятором - подключить его проще, чем прибор с выносным реле. Цены в этой группе в среднем на 30 процентов ниже, чем в "жигулевской", что можно объяснить только конъюнктурой спроса. Назовем их: 16.3701 (ГАЗ-24-10, 31029, "Газель", РАФ) производства КЗАТЭ - 370 тысяч (Ю-270); 58.3701 ("Москвич-2140", 24412; ИЖ) производства АТЭ-1 - 340 тысяч (Ю-260); Г-250 (ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ) - 200-250 тысяч. И последнее. По астрономической цене - 750 тысяч рублей в продаже появился генератор 94.3701 (КЗАТЭ), относящийся к новейшей группе приборов, приводимых поликлиновым ремнем, и предназначенный для последних моделей ВАЗ и ГАЗ. 3705. Катушки зажигания. Лидером в освоении новейших моделей катушек для легковых автомобилей и долговременным монополистом в их производстве был московский АТЭ-2. Но в последние годы у него появились конкуренты. Прежде всего ТАТЭ (Тюмень), который выпускал "бобины" для грузовиков, а теперь вовсю гонит на рынок "жигулевские" катушки. Не отстает и дальнее зарубежье, причем фирмы развивающихся стран берут свое сравнительно низкими ценами, а развитых - авторитетом. Теперь подробнее о конкретных моделях. Катушку 27.3705 применяют в современных системах зажигания с датчиком Холла и в последние годы устанавливают на большинство моделей ВАЗ (на "Самару" и "Таврию" - с начала выпуска). Ее аналоги, поступающие из развивающихся стран, стоят в магазинах около 80 тысяч рублей, а на рынках еще меньше, но лучше заплатить чуть подороже - 100-115 тысяч (Ю-80) и приобрести нашу катушку производства АТЭ-2. Этот завод - первый, где в качестве материала для деталей высоковольтных приборов нового поколения (крышки катушек и распределителей, "бегунки", наконечники свечей) применили не привычные карболит или фенопласт, а дугостойкий стеклонаполненный полибутилентерефталат американской фирмы "Дюпон". Материал со столь сложным названием имеет характерный светло-серый цвет и примечателен не только своими высокими изоляционными свойствами, но и неплохой эластичностью - не дает трещин и не раскалывается. Двухискровым катушкам 3009.3705 и 3012.3705 производства АТЭ-2 (цена 120 тысяч, Ю-70), применяемым на "Оке" и машинах с микропроцессорным зажиганием, полноценной замены нет, если не считать мелкосерийную "полупиратскую" копию 8Г.4768049 из Уфы. В безвыходной ситуации можно поставить бескорпусную Б-201 или А теперь несколько слов о модели Б-117А (цена 100-120 тысяч) становится все труднее. В основном в продаже - более дешевые изделия ТАТЭ, Болгарии и Турции. Правда, может повезти: продавцы на рынках обычно не отличают копию от оригинала и катушку от АТЭ-2 порой готовы продать за те же 70 тысяч. А тем, кто привык покупать все зарубежное, Торговый дом "За рулем" предлагает итальянскую "Фачет" за 96 тысяч. Сложнее с Б-116, которая входит в так называемый "старооскольский комплект". Эта громоздкая, ненадежная и маломощная система зажигания производства СОАТЭ (Старый Оскол), применяемая на "волгах", УАЗах и грузовиках, рассчитана под строго определенную катушку. Использование более мощной (27.3705 и ее аналогов) ведет к быстрому перегреву коммутатора, но если периодически охлаждать его, доехать до дома удастся (правда, новейший старооскольский коммутатор 131.3734 согласуется с мощной катушкой 3122.3705). Катушка от контактной системы заметно ослабляет мощность искры, и все-таки можно попытаться пустить двигатель. Автолюбители часто демонтируют "старооскольскую систему" и устанавливают контактный прерыватель-распределитель Р-119Б в комплекте с "жигулевской" катушкой Б-117А. При этом энергия искрового разряда немного повышается, а общая энергия, потребляемая системой, снижается вдвое. Вместо трех объективно ненадежных элементов (коммутатор, индуктивный датчик и добавочный резистор) появляется один надежный - простейший "трамблер", контакты которого нетрудно и почистить один раз за 50 тысяч километров. Ну а для тех, кто, слепо веря написанному в инструкции, будет искать штатную "бобину", приведем ее цену. В магазинах - 100-130 тысяч, Ю-80. Генераторы слева - "жигулевской" группы (КЗАТЭ), справа - "газовской" (АТЭ-1). КЗАМЭ. Эмблемы заводов электрооборудования (слева направо): КЗАТЭ; АТЭ-1, КЗАМЭ; АТЭ-2; ТАТЭ (старая) и ТАТЭ (новая). предыдущая главная следующая | |
|
Всего комментариев: 0 | |